Рассказ Фёдора Достоевского «Чужая жена и муж под кроватью» представляет собой яркий пример внутреннего конфликта, где бессознательное стремится прорваться на поверхность. Главный герой, находясь под кроватью, становится свидетелем откровенного разговора своей жены с любовником, что вызывает у него паранойю и глубокие экзистенциальные переживания.

На первом плане стоит подавленное желание главного героя – стремление к любви и доверию, которые подвергаются испытанию в момент его наблюдения. Его страх потери не только жены, но и самого себя, как мужчины и мужа, становится центральным мотивом. Этот страх может быть интерпретирован как проекция его внутренних конфликтов, где суперэго (нормы и мораль) сталкивается с идом (примитивные желания).

Жена, в свою очередь, представляет собой символ неизведанных желаний и сексуальной свободы, что подчеркивает её диалог с любовником. Она, возможно, является отражением бессознательных стремлений к самовыражению и независимости, которые идут вразрез с её ролью жены и матерью.

Любовник, как сторонний персонаж, представляет угрозу для существующей структуры семьи, символизируя не только физическую измену, но и внутреннюю раздвоенность между долгом и желанием. Его присутствие подчеркивает страх главного героя перед конфликтом идентичности и неизбежной драмой, которую этот конфликт может вызвать.

Таким образом, Достоевский через призму психоанализа Фрейда показывает, как бессознательное влияет на действия персонажей, обнажая их подавленные желания и страхи, которые, в конечном итоге, становятся источником их страданий. Рассказ демонстрирует, как внутренние конфликты могут разрушать не только индивидуальную психику, но и целые отношения.