В повести Ивана Тургенева «Дневник лишнего человека» главный герой, лишний человек, ведет дневник, который становится зеркалом его внутреннего мира. Этот персонаж представляет собой типичный пример конфликта между идом, эго и суперэго, которые в данном контексте проявляются в его бессознательных желаниях, страхах и внутренней борьбе.

Лишний человек чувствует себя изолированным и ненужным в обществе, что порождает глубокие внутренние конфликты. Его ид, представляющее собой первичные инстинкты и желания, выражается в страстной любви к Лизе, которая, однако, не отвечает взаимностью. Это создает у него чувство беспомощности и безысходности, что усиливает его страдания и приводит к ощущению одиночества.

Лиза, олицетворяющая недоступное счастье, становится для него символом того, что он никогда не сможет достичь. Ее холодность и недоступность отражают не только его личные неудачи, но и давление суперэго, которое навязывает ему социальные нормы и ожидания. Князь, как представитель высшего общества, служит напоминанием о том, как сильно общественные структуры влияют на его самоощущение и восприятие себя.

Мать главного героя, олицетворяющая традиционные ценности, также добавляет к его внутреннему конфликту, ожидая от него соответствия нормам, которые он не может или не хочет принять. Друзья, каждый из которых представляет различные аспекты общества, становятся для него источником давления, подчеркивающим его ощущение ненужности.

Наблюдая за жизнью окружающих, лишний человек не может найти своего места в ней. Его внутренние конфликты, связаны не только с любовью, но и с поиском смысла жизни, становятся основными темами повести. В финале он осознает свою природу и неизменность своей судьбы, что символизирует его полное принятие своей роли «лишнего человека» в обществе.