Пьеса «Мракобесы» Алексея Толстого погружает нас в мрак и свет, в борьбу между прогрессом и невежеством, где центральным конфликтом становится противостояние между учителем и мракобесами. Учитель, олицетворяющий эго, стремится донести до местного населения знания, как способ освободиться от оков неведения, которое представляют мракобесы, действующие под влиянием ида — примитивных желаний, страха и инстинктов, мешающих развитию.
Мракобесы, как коллективный персонаж, отражают не только личные неврозы, но и коллективные психозы общества, где страх перед новым, незнакомым и непознанным порождает агрессию. Их действия можно рассматривать как защитный механизм, вызванный тревогой за сохранение традиционных ценностей и авторитетов, символом которых выступает священник. Он, в свою очередь, представляет суперэго, охраняющее моральные устои и религиозные догмы, но в то же время олицетворяет фанатизм, который подавляет любые попытки к интеллектуальному и культурному прогрессу.
Местные жители, как отражение общественного мнения, колеблются между стремлением к просвещению и подверженностью мракобесию. Их внутренние конфликты становятся ареной борьбы между идом и суперэго, где страх перед переменами сталкивается с потребностью в знаниях и истине. В итоге, трагические последствия этой борьбы подчеркивают, как невежество и подавленные желания могут вести к разрушению, создавая замкнутый круг, из которого трудно выбраться.
Таким образом, «Мракобесы» являются ярким примером того, как мракобесие отражает коллективные неврозы общества, ставя перед нами важные вопросы о природе страха, знания и человеческой психики.