В «Мракобесах» Толстого, как в игре шахмат, на доске разыгрываются судьбы. Профессор — гроссмейстер просвещения, но противник его не спит. Священник — фигура, которая всегда находит способ закутать правду в облака мракобесия.

Молодой человек, словно шахматист, ищет комбинации для выхода из патовой ситуации, в то время как старик лишь с тоской вздыхает о былом. Женщина колеблется, как флажок на ветру — её чувства противоречат логике, но это лишь подтверждает: чувства всегда первичны.

Время перемен, но старые привычки крепче любой цепи. Мракобесие не только в умах, но и в сердцах. Научные истины сталкиваются с фанатизмом, как танк с велосипедом. Кто победит? Сложный вопрос. В конце концов, профессор уходит, оставляя за собой лишь тень надежды, что прогресс не остановится.

Чем больше знаний, тем меньше мракобесия, но у каждого своя игра. Игра, где ставки — жизнь, а карты — идеи, которые, как всегда, могут обмануть.