В рассказе «Три смерти» Льва Толстого мы сталкиваемся с темами, которые, кажется, знакомы каждому из нас, но каждый раз открываются с новой стороны. Это как старый добрый анекдот, который, рассказывая в компании, вдруг начинает обретать неожиданные оттенки. Так вот, первая героиня — крестьянка, умирает в муках, но при этом, о, чудо! — с удивительным спокойствием. Она как бы говорит нам: «Жизнь — это не только борьба, но и смирение». В её умирании ощущается глубокая философия, которая говорит о том, что истинное понимание жизни приходит только в момент её завершения.
И тут же на сцену выходит помещица. О, как она роскошно умирает! Вокруг неё золотые чаши, мягкие подушки и безумные мысли о том, как же ей страшно! Умереть в окружении всего этого великолепия и не понимать, что все эти «блага» ничего не стоят в последний миг — это, конечно, иронично. Она словно воплощение гордыни и тщеславия, которые, как показал опыт, к смерти не приводят, а только отдаляют от истинного смысла существования.
И вот на закуску — врач. Он, казалось бы, должен знать все о жизни и смерти, но что он понимает, когда его рука бессильна? Вся его научная подготовка оборачивается тщетой, и в этот момент он понимает, что не смог спасти ни одну жизнь. Это как если бы он оказался на дне бутылки, из которой не вытащить ни одной капли — вот она, ирония судьбы. Врач становится символом интеллектуала, который, несмотря на свои знания, оказывается беспомощным перед лицом неизбежного.
Каждая из этих смертей — уникальна и значима, каждая по-своему освещает человеческую природу. Через призму этих трех персонажей Толстой создает многослойную картину, заставляющую задуматься о том, что же такое жизнь и как мы к ней относимся. И вот, читая это произведение, начинаешь понимать, что, возможно, именно в смирении, а не в гордыне, заключается истинная мудрость.