В рассказе «Лебедянь» Ивана Тургенева мы сталкиваемся с глубокими внутренними конфликтами, обрамляющими жизнь главных героев. Главный герой, Лев, представляет собой образ молодого человека, находящегося на пороге самопознания, который приезжает в Лебедянь с намерением осмыслить свои чувства и переживания. Его встреча с помещиком Григорием становится катализатором для раскрытия не только личной трагедии Григория, но и его собственных бессознательных желаний и страхов.

Григорий, как персонаж, олицетворяет страдания, возникающие от утраты. Его рассказы о возлюбленной, которая не присутствует в рассказе, но чье влияние ощущается на каждом шагу, становятся метафорой подавленных эмоций и желаний. Григорий не может освободиться от оков прошлого, его жизнь представляется пустой и бессмысленной без любимой. Это внутреннее состояние можно интерпретировать как проявление депрессивного комплекса, где воспоминания о любви становятся источником невыносимой боли.

Лев, в свою очередь, служит зеркалом для Григория. Его размышления о любви и утрате отражают его собственные страхи перед привязанностью и потерей. В диалоге с Григорием Лев начинает осознавать, что его стремление к пониманию жизни связано с необходимостью столкнуться с собственными чувствами. Это внутреннее противоречие, стремление к связи с другим человеком, одновременно пугает его, так как это может привести к эмоциональному краху, подобному тому, что пережил Григорий.

Таким образом, символика, пронизывающая рассказ, заключается в образах, которые служат проявлением бессознательных желаний персонажей. Природа, в которую стремится Лев, символизирует его стремление к внутреннему покою и гармонии, однако она же является местом, где всплывают на поверхность его страхи и неразрешенные конфликты. Рассказ заканчивается размышлениями Льва о смысле жизни, что является кульминацией его внутреннего поиска и попыткой найти ответ на экзистенциальные вопросы, которые терзают его душу.